Продавцам запретят навязывать дополнительные товары, работы и услуги

Проблему «автоматического» навязывания дополнительных услуг потребителям правительство предлагает решить с помощью поправок в ст. 16 Закона о защите прав потребителей. А точнее, с помощью закрепления в данной статье прямых ограничений для продавцов и маркетплейсов при продаже товаров (работ, услуг). Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты положительно оценивают предложение и рекомендуют бизнесу, не дожидаясь изменений, скорректировать формы бланков, веб-форм и т.д.

Евгений Лисин, Адвокат АБ «Присяжный поверенный», г. Сочи

Сам по себе запрет на навязывание дополнительных товаров, работ и услуг 
без получения согласия потребителя не является новшеством. Подобные условия договора закон относит к недопустимым условиям, ущемляющим права потребителя, такие условия договора являются ничтожными (п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей). 

Под данную норму полностью подпадают действия продавцов и исполнителей, заключающиеся во включении в договоры с потребителями условий о приобретении дополнительных товаров, работ и услуг «по умолчанию», путем автоматического проставления за потребителя соответствующих галочек и отметок о согласии на приобретение таких товаров, работ и услуг за дополнительную плату. 

Кажется очевидным, что такие действия ограничивали потребителей в осуществлении возможности сделать осознанный выбор самостоятельно. Однако нередко правоприменительная практика истолковывала данные положения закона не в пользу потребителей. 

Административные органы и суды ссылались на то, что потребителю до заключения договора предоставлялась возможность выразить согласие с теми или иными дополнительными условиями и договорами, тем самым потребитель мог повлиять на содержание договора, несмотря на наличие проставленных за потребителя машинописным способом отметок о согласии (например, Определение ВС РФ от 30.08.2018 № 302-КГ18-12647 по делу №А19-12547/2017,Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2021 по делу № 88-18917/2021, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 24.11.2022 по делу № 2-4037/2022, 33-16550/2022, и др.).
 
Некоторая определенность была внесена после опубликования Информационного письма Банка России № ИН-02-59/39, Роспотребнадзора № 02/6207- 2022-23 от 23.03.2022, в котором разъяснено, что к обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия: 

1) потребителем получена полная и достоверная информация об услуге;
2) в веб-форме или программном обеспечении посредника отсутствует заранее проставленное автоматическое согласие. 

Таким образом, навязывание потребителям дополнительного договора при приобретении основного договора является недопустимым. 

В настоящее время правоприменительная практика складывается в основном в соответствии с указанными разъяснениями. В случае одобрения законопроекта в Законе о защите прав потребителей будет закреплено положение о недопустимости проставления продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг). 

Тем не менее до принятия указанного закона нарушение указанных требований уже может быть квалифицировано как административное правонарушение по ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ, а совершенная таким способом сделка по продаже дополнительных товаров (выполнению дополнительных работ, оказанию дополнительных услуг) — ничтожной. 

Поэтому бизнесу во избежание негативных последствий рекомендуется в кратчайшие сроки обновить формы бланков заявлений и иных документов, предоставляемых потребителям, а также веб-формы, с которыми взаимодействует потребитель, исключить в них возможность автоматического выбора и проставления отметок о согласии потребителя с заключением дополнительных договоров. Также следует провести работу по обучению указанным правилам сотрудников, которые обеспечивают предоставление форм документов потребителям. 

Источник: https://www.eg-online.ru/article/493772/

Давайте начнем? Любое дело начинается с диалога